Тебе выше Адофф вполне корректный пример привел. Если бы не Евген, я бы о том же Карлсоне и фильмах Невского (я даже обзоры на них не смотрю) даже и не слышал бы. Я спрашивал у матери, она ответила примерно то же. По телевизору фильмы тогда не показывали, ходили в кинотеатры. И если на хорошие фильмы и ходили по нескольку раз, и сейчас по телевизору сейчас крутят, то говно про жизнь на заводе или в колхозе просто не запомнилось. Мало того, эти фильмы ты не найдешь даже не на одном сервисе.
Вообще в хреновые времена люди хотят развлечений. В депрессию появились супермены, холодная война привела к невостребованности нуара и наоборот лёгких светлых фильмов вроде звездных войн. А у нас даже развлекать не могут.
Говно снимали и лес валить из не ехали. Просто это настолько говно, что его даже свидетели не вспоминают. Весь этот соцреализм и производственные истории. Когда в искусство лезет идеология, к тому же такая фальшивая, ничего путного выйти не может.
А сейчас да, сейчас должен решать рынок, а решают связи. Провалился в прокате - отдаешь деньги кредиторам. Просят деньги на фильм - проверяешь заявку и ее исполнение досконально.
Одно дело, когда финансируется фильм, а другое дело, когда какие надо люди.
У нас и сейчас хватает актеров по Станиславскому. Другое дело, что актер кино и актер театра - это разные вещи, но речь не об этом. И минкульт - это одна из причин тоже, потому что разрывается между своим совковым идеологическим прошлым и рыночным настоящим на попильном плацдарме.
И сама сфера сгнила вместе с политикой: при Совке давали деньги и статус, в 80-90х не было денег, но была свобода (в 90е наверное половину хороших россиянских фильмов сняли, причем за копейки), а сейчас все через жопу. Бизнес еще не понял толком, что на кино можно и нужно зарабатывать (грубо говоря, тут еще и жопа с бизнесом в стране приплетается), а киношники вернулись к барину с протянутой рукой и научились у него пилить бабло.
Потому что финансирование. Разница в подходах и объемах. Тоталитарный Совок вбухивал ебические деньги в кино и привлекал дармовую массовку вроде солдатов-срочников, например. Поэтому хрен тебе, а не Война и мир в натуру в современном кино. Кроме того, половина фильмов, которые ты так любишь, десятилетиями лежали на полках из-за цензоров, а часть попала на экраны, только потому что кто-то сумел показать фильм Брежневу. Чуть меньше приспособленности у создателей, чуть меньше человечности у дедов, чуть больше рвения у цензоров и хорошего кино у Совка стало бы еще меньше.
Таки даже проституток не особо жалели, которые раздвинули ноги перед СС, а тут персонал, чьими руками и творилось всякое.
Но это тема именно криминала. Люди, не связанные с криминалом никак, даже принимая частички арестантской культуры, переделывали их на свой лад, как те же песни каторжников.
Примера такой каторжной песни не вспомню, но всем известная "Катюша" в оригинале не "песню заводила", а "по другому берегу стреляла", например.
И вообще все пошло-поехало благодаря Гартевельду, который собрал эти песни в оригинале и записал пластинки в 1909 году. Пластинки внезапно стали пользоваться широким спросом, исполнители почуяв жилу стали петь эти песни на концертах и в кабаках, а через десяток лет все это переросло в русский шансон, каким мы его знаем, с Муркой и всем-всем-всем.
Таки только при Совке эта субкультура слилась с городской. В империи не было столько заключенных, а политических в большинстве ссылали с денежным довольствием, а не мешали с обычными уголовниками. В империи арестантская культура проявлялась в виде стихов и песен, в Совке в народ просочилсь уже понятия и уклады (это при том, что даже при Совке по понятиям могли и должны были жить только честные воры - ауешников по понятиям нужно опустить).
Зато в совокупности с отсутствием технологий, условий и задатков вполне равняется. Это не значит, что двадцать лет нельзя преодолеть быстрее, но объективно отставание существует и оно большое.