Репин бурлаки на волге Всё самое интересное фэндомы
Бурлаки на Волге — как это было устроено
О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.
«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы
определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.
Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.
В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:
«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно…
Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».
Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.
1. Бечевник.
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.
2. Шишка — бригадир бурлаков.
Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.
3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки.
По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.
4. «Кабальные».
«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
5. Кашевар Ларька.
Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.
6. «Халтурщики».
В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.
7. «Надзиратель».
Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
8. Косный или косной.
Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.
9-10. Расшива и флаг.
Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.
11 и 13. Лоцман и водолив.
Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.
12 и 14. Бечева и парус.
Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.
В этот момент шишка затянет запевку:
«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз…»
и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.
15. Резьба на расшиве.
С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.Фильмы Всё самое интересное фэндомы
Путешествие по местам съемок известных фильмов и сериалов
Жительницы Финляндии Тия Ёман и Сату Вальден ведут блог Fangirl Quest, в котором выкладывают фотографии, сделанные во время путешествий по местам съемок известных фильмов и сериалов. Каждую локацию они снимают с того же ракурса, с которого она была показана на экранах, и сопоставляют эти кадры друг с другом.
В числе картин, на местах съемок которых уже удалось побывать авторам блога, — «Во все тяжкие», «Игра престолов», «Гарри Поттер», «Форрест Гамп», «Гордость и предубеждение», «Шерлок» и другие.
гифки цвет смешение излучение свет факты Всё самое интересное фэндомы
Цветные тени
Для демонстрации данного эксперимента необходимо взять несколько источников света (разного цвета) и какой-то объект, который будет отбрасывать тень. Поместив объект (в данном случае - карандаш) между лампами и белым листом можно увидеть три тени различного цвета - желтого, фиолетового и голубого. Но почему они не совпадают с цветом света, который излучают лампы?
Чтобы выяснить это начнем с элементарной ситуации, в которой источник света всего один (красная лампа).
Как можно увидеть, в этом случае все просто - тень от карандаша является черной, то есть в том месте, куда падает тень никакого цвета нет (белый лист позади окрасился в красный).
Добавим немного сложности и включим еще одну лампу - синюю.
Когда горит два источника света - можно наблюдать две тени (красную и синюю). Но какая тень какой лампе "соответствует"? Подсознательно хочется соотнести красную тень с красной лампой и синюю, соответственно, - с синей, но все прямо противоположно (кто бы сомневался?). Для наглядности предлагаю взглянуть на следующую картинку:
Теперь, если вспомнить, что тень "представляет собой" область, в которой отсутствует цвет (от излучаемого источника света) легко понять, что синяя тень соответствует красной лампе из-за того, что "заполняется" цветом от синей лампы (и наоборот).
Кроме того, теперь становится понятно, почему не совпадали цвета теней и ламп в первом эксперименте с тремя лампами - цвет тени там представлял собой смешение цвета двух источников освещения.
А если взять объект с достаточной шириной (например, полоску бумаги) и расположить его на определенном расстоянии от листа, то можно получить еще больше цветных теней (включая "обычную" черную) из-за смешения цветов уже самих теней.
YoutubeАрхеология факты Всё самое интересное фэндомы
Медаль "За пьянство" от Петра I
Знаете ли вы каким способом один из величайших монархов России Петр I боролся с алкоголизмом? Алкоголикам выдавали так называемый орде "За пьянство". Вес медали был 7 килограмм, но по некоторым источник достигал 16 кг. Надевалась медаль исключительно на участке у полицейского, да так, чтобы алкоголик не мог самостоятельно ее снять.
Интересный космос чёрная дыра факты наука исследования Всё самое интересное фэндомы
15 любопытных фактов, раскрывающих загадку черных дыр
Эти загадочные чёрные дыры.
Черная дыра представляет собой область пространства, которая притягивает к себе вещество, которое оказывается в пределах ее досягаемости и ничего не выпускает наружу, даже свет. Причиной того, почему эта «дыра» называется черной, является то, что она «засасывает» весь свет, который попадает в ее границы (так называемый «горизонт событий») и ничего не отражает назад. Хотя о черных дырах мало что известно, ученые разработали свои собственные теории об их свойствах и структуре.
1. Черные дыры влияют на время
Когда замедляется время.
Точно так же, как часы работают немного медленнее на уровне моря, чем на космической станции, они идут очень медленно вблизи черных дыр. Это связано с действием гравитации.
2. Ближайшая черная дыра находится на расстоянии 1600 световых лет от Земли
Космические расстояния.
В нашей галактике полно черных дыр. Даже в центре Млечного Пути на расстоянии 30 000 световых лет от Земли находится гигантская черная дыра, которая в более чем 30 миллионов раз больше Солнца. Но шанс того, что одна из них уничтожит Солнечную систему очень невелик — ведь они находятся очень далеко.
3. Черные дыры в конце концов испаряются
Круговорот дыр в природе.
Хотя общеизвестно, что ничто не может избежать черной дыры, есть, по крайней мере, одно исключение - излучение. По мнению некоторых ученых, по мере того, как черные дыры испускают излучение, они теряют массу. Этот процесс может в конечном итоге убить черную дыру.
4. Черные дыры не являются бесконечно малыми
Когда размер имеет значение.
В какой-то момент коллапсирующее ядро черной дыры становится меньше атома или электрона. Но оно в конце концов достигает планковской длины - квантового предела размера, а это приводит к тому, что его становится невозможно измерить.
5. Форма черной дыры представляет собой не воронку, а сферу
Воронка, но не сфера.
В большинстве учебников можно увидеть изображение черной дыры в виде воронки. Это сделано для того, чтобы проиллюстрировать их с точки зрения «гравитационного колодца», которым они по сути являются. На самом деле они больше похожи на сферы.
6. Вращение черной дыры
И всё же она вертится!
Когда ядро звезды коллапсирует, звезда вращается все быстрее и быстрее и становится все меньше по размеру. Когда она достигает точки, при которой у него нет достаточно массы, чтобы стать черной дырой, она сжимается, образуя нейтронную звезду и продолжает быстро вращаться. То же самое относится и к черным дырам. Даже когда черная дыра сжимается до планковской длины, она продолжает быстро вращаться.
7. Около черной дыры все становится странным
Искажающая пространство и время
Черные дыры обладают способностью искажать само пространство. А, поскольку они продолжают вращаться, то искажение также искажается. Это бесконечная регрессия искажений.
8. Черная дыра может убить человека жутким образом
Убивающие дыры
Хотя это кажется очевидным, что черная дыра просто несовместима с жизнью, большинство людей думают, что их просто раздавит. Это не обязательно так. Человека, скорее всего, растянет до смерти и разорвет, поскольку та часть его тела, которая первой достигнет горизонта событий, первой столкнется с ужасающей силой гравитации.
9. Черные дыры не обязательно только разрушительные
Бывает ли польза от чёрных дыр.
Конечно, в большинстве случаев, они попросту уничтожают все, до чего «дотягиваются». Однако, есть многочисленные теории и предположения, что черные дыры на самом деле можно использовать для получения энергии и космических путешествий.
10. Черные дыры могут стать огромными
Черные дыры могут стать огромными
Хотя только что утверждалось, что черные дыры маленькие, это не всегда так. Они становятся все больше и больше, когда сталкиваются с другими черными дырами, что позволяет их размеру увеличивается с каждым столкновением.
11. Существуют различные виды черных дыр
Такие разные дыры.
Современные астрономы утверждают, что на самом деле есть различные вариации черных дыр. Есть вращающиеся черные дыры, электрические черные дыры и вращающиеся электрические черные дыры. Тип черной дыры зависит от количества энергии, которую они излучают, когда они деформируют пространство.
12. Альберт Эйнштейн был не первым человеком, который обнаружил черные дыры
Альберт Эйнштейн и теория чёрных дыр.
Альберт Эйнштейн только возродил теорию черных дыр в 1916 году. Задолго до этого, в 1783 году ученый по имени Джон Митчелл разработал теорию того, может ли сила тяготения быть настолько сильной, что даже легкие частицы не смогут избежать ее.
13. Черные дыры могут быть очень плотными
Тяжелее Солнца.
Для того, чтобы иметь гравитацию, достаточную, чтобы притягивать даже свет, черная дыра должна содержать невероятное количество массы в очень небольшом пространстве. Это означает, что черные дыры должны иметь массу примерно в 10 - 30 миллиардов раз больше массы Солнца.
14. Черные дыры могут создавать элементы, которые делают возможной жизнь
Место, где зародилась жизнь?
Исследователи говорят, что черные дыры создают элементы, когда они разрушают материю до субатомных частиц. Эти частицы обладают способностью создавать элементы тяжелее гелия, такие как железо и углерод, а также многие другие, которые имеют важное значение для формирования жизни.
15. В центре черной дыры нарушаются законы физики
И никаких законов физики!
Согласно основной теории, материя внутри черной дыры «спрессовывается» до бесконечной плотности, а также перестают существовать пространство и время. Когда это происходит, законы физики просто перестают работать, поскольку в обычных условиях ничто не существует с нулевым объемом и бесконечной плотностью.