Кто придумывал странные рисунки на советских коврах и что они значат на самом деле?
Кто из нас в детстве не засыпал, глядя осоловевшими глазами в ковер на стене, на котором были странные узоры? И в этих узорах всегда можно было разглядеть целые картины: животных, людей, лица.
Наверное, в каждом советском доме был такой ковер, и каждый советский ребенок изучал его орнамент. Мне всегда было интересно, кто придумывал эти рисунки, что они на самом деле означают?
Давайте разберемся.
Когда я искал информацию о производстве ковров, то наткнулся на каталог, по которому в СССР можно было заказать настоящий ковер в одной из республик, и даже из заграницы!
Каталог этот выпущен Внешпосылторгом. Заказывать у этой организации можно было товары за чеки, которыми платили специалистам, работавшие за рубежом. Так вот, в этом каталоге довольно большая подборка орнаментов с названием, и указанием страны-производителя, конечно же.
Например, из Азербайджана можно было заказать ковры «Казах», «Карабах» и даже почему-то «Кубу».
Из заграничных можно было выбрать себе болгарский ковер или даже ковер из ГДР.
Можно было купить ковер ручной работы или машинный. Понятное дело, что выбирать могли далеко не все, единицы. Обычные люди доступа к такому каталогу не имели, и где-то как-то купить хоть какой-то ковер было уже большой удачей. Поэтому они и сами часто не знали, из чего он, и что на нем изображено. А между тем, в каталоге было небольшое описание! Которое проливает свет на происхождение рисунков и их значение.
Так, например, в описании к армянским коврам говорится, что «модели» «Ереван» и «Иджеван» появились после изучения традиционных армянских миниатюр.
И главный мотив этих ковров — цветок лотоса, а уже на его стилизованных лепестках изображали стилизованных же животных, бутоны и стебли.
А вот туркменские ковры украшали ромбами, которые называются «гель». То есть, все эти рисунки были традиционными. Их придумывали вовсе не советские люди (ну или советские люди брали за основу старинный орнамент и немного перерабатывали).
Причем, классические национальные узоры брали и для ковров ручной работы, и для машинных. Так что, даже, если у вас дома был очень дешевый синтетический ковер, рисунки на нем все равно были «с посланием».
Я нашел еще несколько значений рисунков, которые могли использоваться в советских коврах.
Например, очень часто в центре находился «медальон», и он символизировал солнце. Интересно, что это изначально был иранский мотив, который в СССР тоже взяли на вооружение.
А еще на коврах могли встречаться бесконечные линии, которые завивались в разные стороны, они называются эслим, и это персидский мотив. Интересно, что геометрические узоры тоже могли обозначать стилизованных животных или растения.
В общем, если вам мерещились в детстве в завитушках на ковре у кровати собаки на лошадях, люди, несущие деревья или танцующие коты, может быть, вам не мерещилось.
Подробнее
ЛОРИ 1 V ^1 Л 1 • ^ИН Шаг • 5С<С^ • «г^ ^ с 4 ^•Г <«к 4\ \ ч ч' С чл (?<Г
КОВРЫ МАШИННОЙ ВЫРАБОТКИ Кроме художественных ковров ручной работы В/О «Внешпо-сылторг», предлагает Вашему выбору большой ассортимент ковров машинной выработки как советских, так и импортных. Ковры машинной выработки, предлагаемые Вам В/О «Внеш-посылторг», имеют большое разнообразие, как по рисункам, так и по цветовой гамме, и пользуются большой популярностью у покупателей. Советские ковровые предприятия для выработки ковров применяют шерстяные и химические волокна. Известны жаккардовые ковры с полушерстяным ворсом, высота которого 8 мм, и с ворсом из химического волокна. Эти ковры обладают большой носкостью, красивы по цвету и рисунку. Размеры ковров самые разнообразные: от 70 см х 135 см = 0,945 кв.м. до 300 см х 400 см = 12 кв.м. Ковры аксминстерские из шерстяного и искусственного волокна также отличаются хорошей носкостью, яркостью и многообразием красок. Размеры ковров: от 70 см х 124 см = 0,868 кв.м, до 92 см х 180 см = 1,656 кв.м. Ковры машинной выработки — хороший подарок!
ГДР ! с TtXTJL ШШ XÍ1TZÍ mVb ' V y y vVV :*¿* £w* .lT7XÜ7XH7inüHJ í : / • ’№ ;\\A V 1 ^ л<<. hF 1ШЯНЯ1НННЯНННВВННВНН Ч * 4 C Ь 7 Ъ*». g I и-'ч гЧ' г- ^ ?"“•■' w V л* Й £ ЧЧ L ^ М г -.1 . * •- v* .к ' ^ Si и HiS^V .-J ¿fi С* ~ О К.-Г ' - • '■ . M И W«# STvJ AL; ■: - »3«?- M r¡C- « ’’ ' ■ '" •'-, '" “ «л" ■' • • ; if f -, -fe. ..к* -. :^ж §f.íSb V *¿»;^^-fîf^f?-^-i> > v-«y5K§Éfel m vf л .' -' W, v &í * . ,( ' '- :- - : *>✓ И ?<Ч||[<йл^Л '-.-i' V SlE0^íi¿í*%te3afi v ' •*- ИшЛ1 И№>*вЯ1 |М Ш^ЛиШ fc~4® ,’’,•••> ^ - P fe- V Ч.» ,x.- -^ f ., ' , ■ тЧг>! * > ч i ■ • . 's H •4V ^;' ' A ^ к ,■:/«. V. , ■>?,>'. < ^i»'1 V У5^ !> v’*' ■ ■■ (■' ') ^ ATv* ^ ^ ^ <r уТДи л g* c feu- A• ' Ц' e «» kr y; A r¿ v A v v À / V A г/’Чр t-K-o 4 r* 'V' л ' v4>" л ' *\УЬЛ< ^и#\Ув ГЛТ/ VT. ЙЮТ VIT/ VT Г/ VT Г/ VT Г/ VT T/ VTr/ ТГГГ ТТ 77 YT Ti ' ■í
всё самое интересное,фэндомы,ковёр,ковры,Парейдолия
Отличный комментарий!